" Белорусская деловая газета " 1999
САПЕГИ ИЗ ЮЖНОЙ АФРИКИ
потомки извеснейшего белорусского рода в ЮАР занимаются организацией сафари
Вероника ЧЕРКАСОВА
Собрание белорусской шляхты - организация не мифическая. Владислав Веревкин-Шелюта, к примеру, является в ней геральдмейстером. По образованию Владислав - историк, в Собрании занимается составлением и проверкой родословных, геральдикой. Первый известный ему предок в 1586 году получил от Короля Жигимонта-Августа имение Святиловичи, ныне расположенное в Ветковском районе. И все же не является ли алогизмом выражение <современное дворянство>? С этого вопроса и началась беседа корреспондента <БДГ> с Владиславом ВЕРЕВКИНЫМ-ШЕЛЮТОЙ.
- Сегодня дворянство играет сколько-нибудь существенную роль, по-видимому, лишь в одной стране - Германии. Да и там дворяне - это вполне обычные люди. Отличие, быть может, в более высоком уровне образования, поскольку положение в обществе - это традиция, которая поддерживается столетиями, а также в более активном участии в общественной жизни, что у этих людей уже в крови. В монархических государствах, кстати, титул вписывается в паспорт. И несмотря на то, что в Германии монархии не существует, когда там по законам Веймарской республики ликвидировали сословное деление, то титулы внесли в паспорт - как часть фамилии.
- А что представляет из себя белорусское дворянство и есть ли оно вообще?
- Как и любое дворянство любого европейского государства оно существовало всегда, поскольку стратификация общества существовала, наверное, с каменного века - уже тогда существовали племенные вожди, воины, военное сословие. Знаете, в Германии есть слово <Uradel>: просто дворянин - это <Adel>, а <Uradel> - это человек, чье происхождение так глубоко, что его предки не нобилитированы (так называется возведение в дворянское звание человека простого сословия), а были дворянами всегда. О белорусской шляхте можно сказать, что практически все дворяне относятся именно к этой категории, поскольку в Великом Княжестве Литовском нобилитации были мало распространены, за все время его существования их количество не превысило двух сотен. В подавляющем большинстве случаев в дворянское звание возводили за военные заслуги, в крайне редких случаях - за успехи в экономической деятельности. Так что практически любой представитель шляхты может сказать, что его предки всегда были дворянами и всегда пользовались соответствующими привилегиями.
- А какими были эти привилегии?
- Привилегии и обязанности дворянства составляли единое целое. Прямой обязанностью белорусского шляхтича было несение военной службы. Крестьяне не должны были служить, и если начиналась война, они как работали на земле, так и продолжали этим заниматься дальше. Возможно, сегодняшняя пассивность народа и его безразличие к существующей власти в какой-то степени - отголосок этой традиции...
Тем не менее, шляхтич брал на войну отряд, который состоял из крестьян и слуг, время от времени получавших за воинские заслуги дворянское достоинство. За то, что шляхта несла на себе все обязанности военной службы, у нее были определенные привилегии. Так, шляхтич имел право на владение землей, ношение оружия. Кстати, по всей Европе существовали законы, которые регламентировали ношение одежды, и простолюдины одеваться так же, как благородные люди просто не имели права. Особенно ярко это прослеживалось на украшениях: так, мещане имели право носить только один перстень, а шляхтич - сколько угодно. После объединения Великого Княжества Литовского и Польского Королевства в конфедеративное государство Речь Посполитую, и угасания династии Ягайловичей, уклад государства стал очень напоминать республику, впоследствии оно получило название <Речь Посполитая>, что означает <Республика>. Собственно, это была конституционная монархия, а самого монарха выбирали шляхтичи. Сначала в этом могли участвовать все, кто приехал на Эллекционный сойм - это тоже была привилегия. Впоследствии для этой цели в поветах - административных единицах - выбирались послы.
- Какие белорусские шляхетские роды были самыми знаменитыми?
- Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте решим, что считать известностью: родовитость или богатство, поскольку очень часто это не совпадает. К примеру, самый старый европейский дворянский род с древнейшей генеалогией - О'Нейлы, которые являются потомками ирландских королей - не имеют никакого титула вообще. Считать их самыми родовитыми или нет?.. То же и в Беларуси. Древние роды - это, безусловно, роды княжеского происхождения - или Рюриковичи, или Гедеминовичи. Рюриковичи по происхождению значительно древнее Гедеминовичей, но они далеко не всегда могли похвастаться богатством. Князья Друцкие, вероятно, происходившие из Рюриковичей, были состоятельными, а, скажем, князья Жежемские - очень старый род смоленского происхождения - никогда богатством не отличались. При этом браки с ними были весьма почетными, и они роднились с видными родами Великого Княжества Литовского. Богатым был род Огинских, к которому принадлежал знаменитый композитор.
Один из самых известных белорусских родов - Радзивиллы. Кстати, к Польше они не имеют никакого отношения, они даже никогда там не жили, не считая настоящего времени.
- Жаклин Кеннеди-Онассис по материнской линии была из рода Радзивиллов...
- Это очень известный и самый богатый в Великом княжестве Литовском, а возможно, что и в Европе род. Никто в Европе не сравнится с Радзивиллами по количеству земель, которыми они владели. Им принадлежала значительная часть Беларуси: Слуцкое, Клецкое, Давид-Городокское княжества, Койдановское графство, огромное количество земель на Виленщине... Спорить за влияние с ними пробовали Сапеги в конце 17 века, в 18 веке - князья Чарторисские.
Собственно, всю белорусскую знать условно можно разделить на три группы: магнатерия - это те, кого в Европе называют аристократией; панские роды - то есть богатая шляхта; и обычная шляхта.
- Какую роль сыграла шляхта в истории Беларуси?
- Двести-триста лет назад вся государственная власть была сосредоточена в руках шляхты, и потому можно говорить, что именно она создала культуру, государственность, активно участвовала в общественной жизни, и потому практически все ее представители тем или иным образом вносили свой вклад в историю. Интересный факт: один из представителей белорусского рода Солтанов в конце 15 века получил за свои заслуги бургундский Орден Золотого Руна, самую высокую награду того времени, которая была пределом мечтаний любого европейского дворянина. Есть сведения, правда, не совсем подтвержденные, что он был камергером английского двора. Об этом человеке осталось очень мало сведений, однако, такие награды тогда давали лишь за выдающиеся заслуги.
- Белорусский дворянин и высшая европейская награда...
- Дело в том, что Великое княжество Литовское было вовлечено в орбиту европейской истории. Это за последние 80 лет, когда мы были отгорожены от Европы железным зановесом, мы перестали ощущать себя частью Европы и мира. К примеру, многие белорусские дворяне участвовали в европейских рыцарских турнирах, в турнирных гербовниках существовали даже отдельные разделы, посвященные рыцарству Великого княжества Литовского.
- Расскажите про современную белорусскую шляхту, а точнее - про общество, к которому вы принадлежите.
- Собрание белорусской шляхты - по-белорусски это звучит <Згуртаваньне беларускай шляхты> - образовалось в конце 80-х, но официально мы зарегистрировались в 1992 году. В основном, в него входят живущие в Беларуси представители небогатых родов, которым после революции терять было особенно нечего и потому они не эмигрировали. Тем, кому было что терять - все более-менее богатые роды - в основном выехали в Польшу или еще дальше. (Кстати, как показал печальный опыт, они были совершенно правы покидая Беларусь, поскольку если бы они остались здесь, вряд ли кто-нибудь из них выжил бы). Осталась лишь мелкая, так называемая <застенковая шляхта>.
- А как они пережили здесь, в Беларуси годы сталинских репрессий?
- По-разному. У тех, кто имел земли больше 30 десятин, судьбы, как правило, сложились не очень хорошо. Многих из них раскулачили и сослали в Сибирь, многих расстреляли. Небогатые шляхтичи перенесли этот период несколько легче. Там, где состав населения был более однородным, шляхта сохранилась, а где имущественное положение крестьян и шляхты различалось, их быстренько <уравняли>. Писались доносы, на основании которых людей расстреливали и ссылали, имущество конфисковывалось, в общем, всё, как везде... Несладкой оказалась и судьба тех, кто жил на хуторах и в имениях.
Интересно, что стратификация - разделение общества - существовало в Беларуси практически до самой Второй мировой войны. И хотя экономически мелкая шляхта практически ничем не отличалась от остальных, но браки заключались строго в своем кругу. И лишь война окончательно разрушила эту структуру.
Что же касается дня сегодняшнего, то среди тех, кто сегодня занимается политической деятельностью немало людей шляхетского происхождения. Например, экс-спикер Станислав Шушкевич, представитель Объединенной гражданской партии Александр Добровольский, министр финансов Николай Корбут, много других известных шляхетских фамилий. Возможно, что они сами далеко не всегда знают о том, что их роды имеют исторические корни, но кровь толкает их вперед. Возьмите лидера <Громады> Николая Статкевича... Поскольку я участвовал в составлении его родословной, то со стопроцентной уверенностью могу говорить о том, что он - представитель старинного шляхетского рода со Случчины, известного еще с 16 века.
- В чем сегодня Собрание белорусской шляхты видит свои задачи, чем вы занимаетесь?
- Тем же, чем и все другие европейские дворянское организации - ничем. Политической деятельностью должны заниматься партии, финансовыми проблемами - соответствующие компании и фирмы. Собрание - это по существу большой клуб, объединяющий людей по < примете> происхождения. Такое положение является типичным, поскольку деятельность всех шляхетских организаций в Европе сводится к тому, чтобы раз в год провести бал. Мы на самом деле хотели бы активно работать, но дело в том, что это весьма непросто. Наша деятельность ограничивается встречами, которые раньше проходили довольно часто, сейчас - реже, поскольку денег нет даже на аренду помещения. Впрочем, в последнее время нам нередко отказывали в помещении просто из опасения. Нередко приходится слышать: если что случится, то вы за границу сбежите, а нам тут оставаться. Одним словом, сложно. Но мы уже достаточно длительный срок издаем свой журнал <Годнасць>.
- Представители каких родов покинули Беларусь после революции?
- Князья Святополк-Четвертинские, Ваньковичи, Войниловичи, Скирмунты, бароны Нолькены. Кстати, в наше общество входит женщина, которая по-видимому, является последней представительницей этого рода.
- А где сейчас можно найти белорусских дворян?
- Во многих странах. Например, те, чьи владения находились в Западной Беларуси в межвоенный период продолжали пользоваться ими по-прежнему. После войны некоторые стали жить в Варшаве или Кракове, кто-то уехал в США, Англию, Австралию. Не так давно вы шла книга по генеалогии Сапег. Ее финансировал представитель этого рода, который в настоящее время живет в Кении и занимается организацией сафари. Есть наши cоотечественники и в ЮАР, Италии, Бельгии и других странах.
- В чем, на ваш взгляд, смысл существования аристократии в любой стране?
- Есть такой французский термин <noblesse oblige>, что в переводе означает <положение обязывает>. То есть, ты родился с хорошей родословной, у тебя замечательные родители, твои предки сделали много для того, чтобы ты мог ими гордиться, но что сделаешь ты для того, чтобы твои наследники могли так же гордиться своей фамилией? Интересно, что более 90% представителей шляхетских родов, состоящих в нашем обществе, имеют высшее образование, их дети учатся или закончили ВУЗы. Родословная, кроме простого перечисления имен имеет еще и глубинный смысл. Память о своих предках - это не просто перечень имен умерших родственников. Это то самое, что зовется связью времен, когда история - это не мертвые страницы учебника, а живая часть существования твоей семьи. И тогда человек начинает чувствовать, что он - не один, за его спиной - целая вереница предков, которые морально поддерживают человека, составляют его опору. И тогда приходит понимание того, что у нас - общая история, общая земля, на которой жили мои предки, и будут жить мои потомки. Может быть, это и есть то, что называется патриотизмом.
Copyright © " Белорусская деловая газета ",1999