история и генеалогия Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Мирон Брониславович
Нарбут.
Шляхта околичная
Шляхта застенковая, или как ее повсеместно на Литве называют -
околичная, наиболее распространена в Лидском повете[1], в парафиях[2]
Эйшишки, Радунь, Лида, Нача, Заболоть, а также в других околицах,
в деревнях, что протянулись в несколько десятков домов, где живет
только шляхта, иногда даже одной фамилии, например: Едка, Чапля,
Вильканец, Болтич, Сонгин, Поветовский и др.
Околицы эти лишь немногим отличаются от обычных деревень парабчанских[3] своим построением: с одной стороны улицы стоят
жилые дома, амбар, колодец с журавлем, огороженное подворье; с другой
стороны - овин, конюшня и хлев для домашних животных и птицы. Отличия
имеются только в жилых домах.
В доме шляхтича имеются сени, одна дверь из которых ведет в гостиную
- комнату с большими окнами, с деревянным или глиняным полом, побеленными
стенами, на них образа Спасителя, Богородицы, Святых апостолов ,
у некоторых портреты Костюшки или князя Иосифа Понятовского. Возле
стен стоят лавки, покрытые килимками (коврами без ворса), или несколько
старосветских кресел, столики простые или полированные, а иногда
со столешницей в клетку для игры в шашки. На столике может быть
колода старых истрепанных игральных карт и несколько книжек духовного
содержания, жизнеописания святых, изредка какая-либо светская книжка
- стародавняя Хроника, Морфей - сонник или История про Мелюжина.
За гостиной - вторая комната, которая называется альковом, где
стоят комоды (сундуки) с одеждой, бельем. Одновременно альков был
спальней для хозяев. Под иконой Матери Божьей Остробрамской бережно
хранится за шторой старый парабеллум и пара пистолетов, как память о предках.
Из второй половины сеней дверь ведет в большую избу (хату), где
обитает прислуга - с маленькими окнами, глиняным полом (током):
печь только с дымоходом, называемая пекарней. Изба эта ничем не
отличается от обычной литовской крестьянской избы.
Сразу же со входом в сени имеется кладовая (камора), где хранятся
съестные продукты и разные хозяйственные запасы. Во всех шляхетских
дворах сохраняется одинаковая планировка, с разницей только в том,
что в некоторых домах вместо алькова есть еще одна комната. В дворах
- сады, где под плодовыми деревьями стоят ульи, а на клумбах цветут
ромашки (камелии) , календула, пионы, астры, зеленеет рута, мирт,
мята перечная.
В таких домах живет общество шляхетское: деды, отцы со взрослыми
сыновьями, дочери с малыми детьми. Все вместе работают, собственными
руками обрабатывают часть земли, полученную ими по наследству, ту,
которая кормит их, которую они любят. Очень редко шляхтич продает
свое селище, хотя бы ему и обещали хорошо заплатить за него.
Одежда застенкового шляхтича отличается покроем от крестьянской
сермяги. Чаще всего носят короты из самотканого или фабричного сукна
в складки (фалды) сзади , наподобие тарататки, или сюртук длинный
ниже колен, камзол, цветной платок и сапоги. Шляхтянки носят платья
из цветного перкалю или из шерсти, чепчики и шляпы. Девушки (паненки)
ходят без головного убора. Во время полевых работ, особенно в жатву,
шляхтянка застенковая всегда одета в платье, широкополую соломенную
шляпку и нитяные перчатки.
Вся семья с патриархальным укладом слушается хозяина. Ей чужды
роскошь, потребности ограничены. Уже несколько лет как свободная
от подати шляхта не знает бедности. А старательный шляхтич имеет
хороший запас денег, который по обычаю с давних времен вкладывает
под проценты более богатому гражданину, не веря сберегательному
банку и другим российским институтам. В такой шляхетской семье всегда
было единство и спокойствие. Простая искренняя вера , набожность
и гостеприимство, любовь к отечеству - это во все времена характерные
черты застенкового шляхтича.
Молодежь в костел чаще всего едет верхом на лошадях, пожилые мужчины
и женщины - в бричках. Если шляхтичу приходится идти пешком, то
сапоги он несет на палке, а, приближаясь к цели своего путешествия,
обувает их, а делает это ради одобрения окружающих. Пьянство и разгильдяйство
редко встречаются среди шляхты, однако чаще пьянство, которое наиболее
втянувшихся приводит к самоубийству.
Ежедневная пища шляхетская отличается от пищи крестьян большим
разнообразием блюд. На беседах и поминках, свадьбах, крестинах,
торжествах и т.п. - огромное разнообразие пищи, богатый выбор блюд.
На столах кроме водки (горелки) и пива появляется медовуха и кислое
вино с ближайшего местечка, у более богатых - кофе и чай. Танцы
шляхты - это уже не подпрыгивания и вихляния, а полонез, англез,
вальс, голопала, временами мазурка и овертас. Кроме божественных
песен, в пору веселья приятно послушать песни, что поют мужчины
: "Курдэш над Курдэшами", "Сядзіць заяц пад мядзьведзем" и другие.
Или девушка запоет: "Выйдзі, выйдзі, прыгожая, з хаткі" , " Тыя
некалькі бяроз" , "Чаго вочкі заплакала", "Страціўшы шчыгла" и т.д.
, которые для патриота родной земли являются примером текста и мелодии.
Шляхта застенковая Лидская всегда держится дома и хозяйства, редко
выезжает за границы повета,
поэтому часто в разговорах с людьми пользуется довольно искаженной
польской речью, которая имеет особый, только ей характерный провинциализм
и обороты речи. Например:
"Мусі быць в тым лесе веверкі ест?" - (Наверно, в том лесу белки
есть?) ;
"Як я в бабкі паньской служыл і сядзел в столе пшы вечежы" - (Когда
я служил у старой пани, я сидел за столом во время ужина).
На вопрос : "Пане, чы сон юж ксенжа в косцеле?" - шляхтич отвечал:
"Ту сон вшыстке народы, але не вшыстке обычае" (что означает: "Здесь
люди разных занятий, но духовенства нет").
На вопрос одной гражданки:
"Пані, ці добра аддала дочку замуж?" - (Пани, удачно ли Вы отдали
дочь замуж?) ,
шляхтянка ответила:
"Ласне я пані не мувіла? За Мядовскего" - (Разве я Вам не говорила?
За Медовского).
"Чы добже ?" - (Хорошо ли?)
"Ат, добже, недобже, ды пшынаймней, пільнаваць не тшеба" - (Ай,
хорошо - не хорошо, да приятнее, стеречь не нужно).
После дожинок, осенью, в дни Всех Святых, шляхта правит поминальные
службы о душах всех умерших родных. Эти службы в парафиях, где живет
шляхта, правятся каждый день в течение месяца и приносят немалый
доход пробащу. После службы гости обычно приглашаются на целый день
и за рюмкой вспоминают про достоинства и приключения умерших, про
лучшие времена, в которые они жили.
Шляхта Лидская симпатизирует Франции и верит, что только с ее помощью
Край вздохнет. Вера эта глубокая и исходит из памяти старшего поколения,
что помнит еще Великую Армию Наполеона, которая перемещалась через
Литву в Россию. При приближении французов ни одного москаля в Литве
не было. Помню, однажды вернулся я из Вильно. Пришел ко мне сосед
шляхтич застенковый Буйко за новостями из города. И когда я его
оповестил, что вышел указ, чтобы сыновья граждан, имеющих сто душ,
обязательно служили на воинской или штатской службе, Буйко с большой
уверенность сказал: "Если так, то будет война, даю пану слово!"
Спрашиваю: "Откуда такая уверенность и почему должна быть война?"
Ответил: "Француз этого не стерпит!" Я промолчал на такой убедительный
аргумент.
Преследования и нажим на застенковую шляхту проводился ликвидацией
ее шляхетства, записью в единоличники и призывом в рекруты. Потерявшая
веру и ободранная чиновничеством, с памятью от дедов и отцов про
свои давние равенства и свободы, когда шляхтич на совете был уважаем
наравне с воеводой, шляхта замкнулась в себе и старательно берегла
в своих сердцах во всех поколениях любовь к Отечеству и дух святости
к нему, а в обычаях домашних - народные традиции с давних пор. Если
бы писатели исторических повестей хотели правдиво обрисовать посполитую
шляхетность, то срисовывать ее нужно было бы с натуры самого старшего
по возрасту представителя шляхты Лидской.
После развала Речи Посполитой и раздела Края шляхта Лидская мало
заботилась о науке и обучении своих сынов. Изредка посылала их в
школы пиарские при своих костелах, что финансировались из разных
частных фондов, пока те не были забраны в казну российскую. Иногда
отдавали их слугами ксендзам-профессорам или более богатым паничам
студентам, с которыми вместе учились в школах. Эти шляхетские сыновья
по окончании школ поветовых чаще всего работали в канцелярии повета
и не раз занимали высокие ступени в чиновничьей иерархии, не теряя
при этом полностью черты народного духа Речи Посполитой. Другие
поступали в семинарии светских ксендзов или арендовали мелкие
поместья. Шляхтянки в кляштарах обучались профессиям и работали
служанками и аптекаршами. Повсеместно обучение шляхтича и шляхтянки
застенковой ограничивалась знанием катехизиса, умением читать, писать
и считать. Знания получали у шляхтича, который зимой снимал комнату
в доме или от местного органиста. Однако большая часть шляхты вообще
не умела писать.
Лидская шляхта всю Литву обеспечивала экономами, наместниками,
писарями поветовыми. Из ее окружения были органисты, садовники,
ключвойты (ключвойт - избранный представитель от жителей всего
ключа. Ключ - большой двор, который делился на фольфарки и застенки.
Есть следы самоуправления таких ключей. Например, в Радзивиловских
дворах. Из Словаря русско-кривского под редакцией В. Ластовского.
Примечание переводчика с польского языка). Ремеслами и торговлей,
как и раньше, шляхтич не занимался. На воинскую службу в русскую
армию также не нанимались, разве что под принуждением, когда были
выведены в единоличники.
Во времена, когда шляхта застенковая лидская жила лучше, чем обычные
граждане, т.е. па пол-пански, возникла потребность воспитания детей
высокообразованными людьми, и шляхта отправляла своих детей не только
в школы, но и в университеты. Дочерей, чаще всего из семей экономов,
обучали в частных пансионатах. Девушки затем работали гувернантками,
а некоторые, выйдя замуж за богатого человека, поднимали из упадка
всю свою обедневшую семью.
В 1831 году и последнем восстании 1863 года шляхта застенковая
поставляла наибольший контингент молодежи в народные ряды, несла
последние гроши на пожертвования ради Края, поэтому шляхта застенковая
терпела наибольшие преследования со стороны правительства. Сжигались
усадьбы, отнимались поместья и целые семьи шляхетские этапом отправлялись
в Сибирь или вглубь России, даже без вины, достаточно было доноса
первого жандарма или полицейского, что хранится оружие или что когда-то
в застенке укрывали повстанца. Так, в Лидском повете в Детворовской
парафии уничтожена целая околица Щуки и несколько других.
Сосланная в Россию, насколько я мог видеть, шляхта застенковая
отличалась трудолюбием, учтивостью, милостью к вере дедов-прадедов
своих и глубокой верой в близкое воскрешение и будущую признательность
Отчизне. Не сломленный преследованиями дух не однажды возбуждал
уважение у самих москалей. В ссылке в России шляхтич чаще всего
принимался за ремесло и даже занимался мелкой торговлей.
В тюрьме в Вильно в кляшторе св. Петра встретил шляхтича застенкового
из-под Лиды Стефана Вильбика. Он набирал добровольцев для отряда
Людвика Нарбута в Лидском повете и доставлял скот. Арестованный
русскими с мандатом Правительства Народного, был заключен в тюрьму
и отдан под военный суд. Сохранял полное спокойствие и силу воли
и никого не скомпрометировал. У коллеги по тюрьме , который мне
его представил, Вильбик спрашивал: "Скажи, пан, какой мне может
быть декрет?". "Могут повесить" - отвечал тот. Задумался немножко
Вильбик, но через минуту спросил: " А буду ли я в истории?". "Обязательно.
История пересказывает потомкам имена всех, кто в заслугах перед
Отчизной" - ответил тот. На что Вильбик энергично сказал: "Хвала
Богу - пусть вешают!". Позже его выслали на каторжные работы в Сибирь.