Петербургский Генеалогический Портал
русская версияenglish version


  что ипотека - это кредит на покупку недвижимости под залог покупаемого жилья . palmbomen kopen
 


  Rambler's Top100

Содержание

 
 

  • Партнерские программы
  • Регистрация
  • О сайте
  • Новости
  • Анонсы
  • Организации
  • РГО
  • Известия РГО
  • Дворянский календарь
  • СПб ДРК
  • Генеалогический вестник
  • СПб народный некрополь
  • Из глубины времен
  • Школа Генеалогии
  • Публикации
  • Библиография
  • Библиотека
  • Персоналия
  • Личные страницы
  • Доска объявлений
  • Полезные программы
  • Полезные ссылки
  • Интернет-магазин
  • Справочные услуги
  • Консультации
  • Поиск фамилий
  •  
     

    Это интересно


     

    Погода в С.Петербурге сегодня Погода
в С.Петербурге завтра

    TopList

    Rambler's Top100

    Каталог интернет ресурсов -
ИнфоПитер

    Яндекс цитирования

    На главную страницу сайта \ На предыдущую страницу \ Другие источники

     

    Библиотека

    Иван Порай-Кошиц
    Исторический рассказ о литовском дворянстве

    Предисловие

    В архивах старинных гродских судов минского, ошмянского и овручского, существовавших некогда в бывшем Великом Княжестве Литовском, сохранились завещательные акты о недвижимом населенном имении, находившемся в вотчинном владении лиц рода Порай-Кошицов, акты, внесенные почти за двести лет перед сим в государственные судебные книги и, по владению таким имением, послужившие верным доказательством действительности дворянства сказанных лиц, равно и того, что они, с незапамятных времен, имели прочную оседлость на земле литовской, а следовательно, и по рождению и по образу жизни, принадлежали издревле к тамошнему дворянскому сословию.

    Этот факт, взятый из официального источника и отличающийся поэтому важным достоинством - достоверностью, навел меня на мысль ознакомиться поближе с теми, вообще, историческими событиями, под влиянием которых возникло и установилось дворянское сословие в Великом Княжестве Литовском, и с теми, в особенности, письменными и словесными преданиями, которые сообщили известие о причастных сему сословию лицах упомянутого рода.

    Пособием для удовлетворения этим двум требованиям, послужили мне: во-первых, печатные книги, содежащие в себе постановления о дворянском сословии Великого Княжества Литовского и указания некоторых авторов на события, совершившиеся в сем государстве в отношении того сословия; и во-вторых, судебные документы и другие, имеющие официальное значение, бумаги, представляющие сведения о положении общественном лиц, вошедших в родословную таблицу фамилии Порай-Кошиц.

    Последние бумаги, выданные и засвидетельствованные государственными учреждениями, и принадлежащие посему к разряду официальных источников, находятся у меня под рукою. Но, чтобы почерпнуть истинное значение о Литовском дворянстве, в смысле общем, из древних и новых печатных памятников письменности, я, по жительству и служению моему в С.Петербурге, посещал, в течение четырех лет и более (1853-1857), в часы вечерние, свободные от постоянных, вседневных моих трудов по обязанностям служебным, Императорскую Публичную Библиотеку, извлек из хранящихся там, доступных мне сочинений, многие полезные для пояснения избранного мною предмета данные, изложил эти данные в связной последовательности, и - окончательным результатом такого труда - было появление предлагаемой книги под заглавием: "Исторический разсказ о Литовском Дворянстве".

    ... о происхождении и употреблении символических или гербовых знаков у народов вообще и в частности в Польше и Литве, и занялся изложением последнего предмета потому собственно, что дворянский герб в этих двух странах составлял одну из отличительных особенностей каждого дворянина, имел значение певой важности, как предмет родового отличия, как знамение благородства, почета и служебных прав.

    ... Высказав основную мысль представляемого сочинения, равно и составленный к ея развитию план, мне остается упомянуть о цели, для которой я потрудился. Цель задуманного предприятия была одна. Совершив первую половину жизни человеческой и склоняясь уже к закату дней своих, я предположил принесть этим письменным трудом хоть малую, но усердную дань почтительного внимания и искренней признательности к отошедшим в вечность моим предкам за то, что они, служа отечеству с честию, трудами и заслугами своими не только облагородили самих себя, но вместе с тем и отдаленное свое потомство, - принесть это личное мое чувство в сокровищницу семейных воспоминаний о былом - на память единокровным моим современникам, на память новым грядущим поколениям, пока Провидению угодно будет продлить земное поприще их существования.

    Коллежский Советник
    Иван Порай-Кошиц.

    14 июля 1858 года.


    Глава вторая

    О существовании дворянства в Литве в том же, как и в древней Руси,
    значении со времен Великого Князя Литовского Гедимина
    до восшествия внука его, Ягелла, на польский престол (1315-1386)

    Страна, известная под именем Литвы, с глубокой древности вмещала в себя две части: одну составляла собственно так называемая Литва (литовцы), обитавшие между Неманом и Западною Двиною, среди густых лесов, в уголке земли, лежащем около главного города ее, Вильны, основанного Гедимином, и объемлющем нынешние Виленской Губернии уезды: Виленский, Трокский, Лидский, Ошмянский, Свенцянский и Вилькомирский (ныне Ковенской губернии); другую часть населяла Жмудь (также литовское племя), занимавшая прибрежные границы Балтийского моря между Вислою и Неманом, именно в уездах: Россиенском, Тельшевском, Шавельском и Паневежском, вошедших с 1842 г. в состав Ковенской губернии; главным же городом Жмуди был Розинн или Россиенны.

    Во время быстрых Олеговых завоеваний, простерших владычество Руси в 885 г. на запад до берегов Вилии и Буга, порабощена была и Литва, платившая тогда своим завоевателям скудную дань шкурами, лыками и другими естественными произведениями своей земли; а для сбора этой дани жили в Троках наместники Великого Князя Киевского. Гедимин присоединил к Литве в 1318 и 1320 г. всю древнюю область Кривскую или нынешнюю Белорусию, т.е. уделы: Полоцкий, Минский, Витебский, Мстиславский, покорил Малороссию, заключавшую в себя удельные княжества: Владимирское (на Волыни), Черниговское, Киевское и другие, где дотоле господствовали князья Рюрикова племени, и распространил восточную границу свою до Торжка, Вязьмы, Козельска и Мценска. … Властвуя над Литвою и завоеванной частию Руси, он именовал себя Великим князем Литовским и Русским (1) … вера православная выражалась между Литовцами повсюду от великокняжеского дворца и роскошных палат вельмож до убогой хижины землевладельца. Так что если не более, то по крайней мере, половина собственной Литвы исповедовала уже тогда православие (2), и притом положительно известно, что, в описываемую эпоху, не было в этой стране другой веры, кроме православной и языческой.

    Усилия Ягелловы, о слитии Литвы и Польши воедино, сделались предметом важной заботы и для его преемников, за исключением лишь одного Витовта, постоянного защитника самобытности своего отечества; и потому, для достижения предположенной цели, употреблялись предупредительные правительственные меры, имевшие основою: А) уравнение в гражданских правах литовских бояр с польскою шляхтою; Б) учреждение в Литве, по образцу Польши, гражданских судебных мест; и В) введение по внутреннему ее управлению дворянских должностных лиц под теми названиями, которые существовали уже в Польше.

    В Городле 2 декабря 1413 г. права и преимущества польского дворянства, выражавшиеся - в обезпечении неприкосновенности владения недвижимым имением, доставшимся от родственников или полученным в дар, в отчуждении его по произволу, в предоставлении власти выдавать замуж дочерей и родственниц, но только за католиков, а также в получении высших государственных званий воевод, кастелянов и проч. и разных земских пожизненных должностей, - вместе с тем постановили: всеми этими правами могут свободно пользоваться в Литовском Княжестве только те дворяне, бояре земли литовской, которые исповедуют веру христианскую по римскому обряду и которым пожалованы были клейноты, т.е. дворянские гербы. Этим же городельским актом объявлена была раздача литовскому дворянству польских гербов в знаке доброй к нему некоторых польских домов неразрывной приязни.

    В 1457 г. постановлено, что к занятию в Великом Княжестве Литовском государственных и земских должностей будут допускаться одни только туземцы. … В отношении же вещественных прав предоставлено литовским дворянам распоряжаться пожалованными им от государей имениями по примеру польских дворян, т.е. продать, обменять отдать для временного пользования, подарить, с тем, чтобы такое отчуждение имений производимо было, с предварительного согласия царствующего государя, или его наместника; на имения же вотчинные литовских дворян сыновья и дочери, по смерти отцев своих, не лишались прав собственности, и могли наследовать и распоряжаться этими имениями, точно так, как распоряжались ими дворяне в пределах Польши. Вдовам умерших дворян Литовского Княжества обезпечено спокойное владение оставшимся, по смерти мужей их, имением до второго замужества, и в сем последнем случае поступало оно во владение детей от первого мужа, а если их нет, к братьям его или ближайшим родственникам.

    В 1563 г. постановлено, что отныне должны состоять на одинаких правах и пользоваться в Литовском Княжестве свободою и одними и теми же дворянскими земскими преимуществами не только те литовские дворяне и бояре с потомками своими, которые находятся в послушании римской церкви и которых предки получили от Польши клейноты или гербы, но и все прочия лица христианской веры, принадлежащие к сословию дворян литовского и русскаго народа, которых предки не заимствовали от Польши гербов. Посему как Литовцы, так и Русские дворянского происхождения, исповедующие веру христианскую, без различия, католики они или православные, должны быть назначаемы к исправлению должностей государственных, придворных и земских, каждый по мере своих способностей и оказанных отечеству заслуг, и уже никто не может быть устраняем от занятия должностей по причине религиозных христианских своих верований, как то допускалось прежде, на основании Городельского Акта 1413 года.

    Одновременно с изданием постановлений, об уравнении в литовских дворян в правах с польскою шляхтою, преобладала в властителях Литвы и забота о введении в ней, по образцу Польши, представительных палат и гражданских судебных мест, для действия верховной власти в деле общественного благосостояния и охранения всякого права как государственного, так и частного. Начало двум палатам сенаторской и посольской положено было около 1468 года … С того времени получила возможность участвовать в заседаниях литовского государственного совета, состоявшего из одних знатнейших туземных вельмож или сенаторов, и малая часть мелкопоместной шляхты, и когда начали возникать в некоторых областях собрания дворян или сеймики (маленькие местные сеймы или съезды дворян), которые в последствии, грамотою Сигизмунда Августа 30 Декабря 1565 года, открыты были во всех тех уездах, где только находились судебные места. Сами же места сии, к которым принадлежали суды: гродский, земский, воеводский, старостинский, маршалковский и державцев, введены были в некоторых областях Литвы частию в царствование Казимира II (1440-1492), частию в правление сына его Сигизмунда II (1506-1548).

    Чтож касается новых должностных лиц, носивших в Польше разные названия, то появление их в Литве предшествовало учреждение в ней представительных палат и судебных мест. Из таковых лиц введены в Литве: в 1413 г. при Витовте Кейстутовиче - воеводы и кастеляне; в 1457 г. при Казимире II Ягелловиче - сенаторы, земские послы, а в 1470 г. старосты и судьи; в 1492 г. при Александре II Казимировиче - великий и надворный маршалы, в 1499 г. подкоморий, хорунжий, чесник, подчаший, маршалок и державца , а в 1501г. подсудок и кухмистер ; в 1530 г. при брате его Сигизмунде II Казимировиче - гетман литовский, писари, наместники, маршалки в помощь судьям и адвокаты. окончились на Люблинском сейме в 1569 году договарами, которые заключены были: а) между уполномоченными Польши и трех литовских земель - Подляской 5 марта , Волынской 26 мая , Киевской 5 июня и б) 1 июля между представителями Польши с одной - и прочих Литовских областей с другой стороны.

    Этими договорами утверждены следующие главныя правила, на которых основано взаимное соединение Литвы и Польши:
    1) Поляки и Литовцы соединяются в одно государство под властью общего, избираемого им совокупно, государя с присвоением ему титула Короля Польскаго и Великаго Князя Литовскаго.
    2) Постановлено иметь общий сейм из земских послов обоих народов.
    3) Узаконено, что в землях Волынской, Киевской и Подляской, признанных, на основании вышесказанных Люблинских договоров, не Литовскими, а Польскими землями, должны быть определяемы к должностям только туземные дворяне, и что каждый из них, без различия вероисповедания греческаго и римскаго, будет допускаться также и к должностям в Польше, - и сверх того предоставлено первым двум землям (Волынской и Киевской) производить суд по Литовскому Статуту и употреблять язык русский во всех государственных и судебных делах.
    4) Дозволено приобретать законными способами недвижимые земские имения Полякам в Литве, а Литовцам в Польше.
    5) Постановлено сравнить все русско-литовское дворянство в политических правах и преимуществах с дворянством польским (условие первостепенной важности, купленное дорогою для литовских дворян ценою независимости самого их отечества), а имения князей, вельмож, шляхты и духовенства как римского, так и греческаго исповедания, в Литве, Волыни, Киеве и Подлясье, освободить от податей казне и налогов, кроме платы двух грошей(3) с влоки (4) или одного гроша с дыма.

     

    Примечания:

    1) В Литовском Княжестве три четверти населения составляли Русские, а одну четверть - Литовцы (Зубрицкий, с.247)

    2) Другая часть Литовского края, известная под именем Жмуди, в 14 веке оставалась еще в язычестве и силою влияния на нее Польши приняла Христианство по римскому обряду, уже в течении 15 и 16 столетий. Езуиты, проникнув в Жмудь, овладели первоначально умами богатых жмудских дворян, которые, сделавшись таким образом последователями папского учения, по внушению своих учителей, распространяли его и между простолюдинами. А чтобы более успеть в своих намерениях, езуиты заманивали в свой орден самыя знатныя жмудския фамилии и приготовляли из них высших духовных иерархов. Отсюда в истории духовного жмудского правления встречаются большею частью лица дворянского сословия: Сангушки, Сапеги, Лидзейки, Тышкевичи, Гедройцы и другие. Вот почему Жмудь, сделавшись, по влиянию езуитов, католическою страною, осталась в католичестве и после присоединения ея, равно и всего Литовского края, к владениям России в конце 18 века.

    3) Литовский грош Сигизмунда Августа величиною равен нынешним 15 коп.сер.

    4) Влока или уволока пашни включала в себе около 18 десятин земли.


    Источник: И.А.Порай-Кошиц. Исторический рассказ о литовском дворянстве. /Сочинение коллежского советника Ивана Порай-Кошица. Санктпетербург: В типографии Эдуарда Праца, 1858.

     

     


      что ипотека - это кредит на покупку недвижимости под залог покупаемого жилья . palmbomen kopen
     

     

    Дизайн Ivan.Shumkov studio
    © Петербургский Генеалогичеcкий Портал, 2001