Публикации
Сергей Князев.
Генеалогия священнослужителей Коми края.
Духовенство в России
Духовенство считалось
привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории до
1917 года. Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и
белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители
(протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а
также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари,
дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира
монахов не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми,
родителями и всеми родственниками, говорить о духовенстве как о сословной
группе, интересной для генеалогов, можно прежде всего применительно к белому
духовенству.
В XVIII в. материальное
положение приходского духовенства в деревне было лишь не намного выше, чем у
зажиточных крестьян, а в городе было сопоставимо с положением низшей части
чиновничества и основной массы посадских (за исключением клира кафедральных соборов
и, разумеется, придворного духовенства). В это же время закрепилась практика -
формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном -
фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при
уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению
последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход
претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в
духовных консисториях велись даже списки невест и желающим давались
рекомендации.
В это же время окончательно
утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия
священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.
Естественно, дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и
обязанность) на получение образования в духовных училищах.
Жены духовных лиц усваивали
их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного
брака).
Доказательствами
принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые
ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты.
Клировая ведомость -
главный генеалогический документ духовенства
Клировая ведомость -
документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ назывался еще списки
лицам духовного ведомства, послужные списки духовенства и по закону считался
актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в
1769 г. под названием именных списков всем лицам духовного звания православного
исповедания. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г.
была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а
также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей: в
первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах,
о наличии школы и богадельни; во вторую часть включались послужные списки
причта.
Она содержала: фамилию,
имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических
свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование,
место службы, должность, награды,владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них
были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи.
В третей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два
экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй
подавался в консисторию.
В настоящее время клировые
ведомости хранятся, как в федеральных архивах: фонды Синода, синодальных
учреждений, так и в региональных архивах: фонды духовных консисторий,
епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых
церквей.
Генеалогические документы
по священникам Коми края
Современная территория
Республики Коми до 1917 года входила в три уезда Архангельской и Вологодской
губерний. Соответственно и клировые ведомости священнослужителей Коми края
можно найти в Национальном архиве Республики Коми (НА РК) в трех фондах:
Ф-229 - "Документы духовной консистории Печорского уезда Архангельской
губернии", в котором сохранились документы с конца XIX века по 1920
год.
Ф-230 - "Документы духовной консистории
Усть-сысольского уезда Вологодской губернии", в котором сохранились
документы с 1808 года, когда и было образовано Усть-Сысольское духовное
управление, а до этого Усть-Сысольский
благочинный округ входил в Яренское духовное управление.
Ф-231 - "Документы духовной консистории Яренского уезда Вологодской губернии",
в котором сохранились документы с конца XVIII>века.
Также в НА РК очень
интересным в генеалогическом плане является такой источник как газета
"Вологодские епархиальные ведомости". Она издавалась с 1864 по 1917
год, 24 номера в год. В ней регулярно сообщались следующие данные о
священнослужителях: назначение, перемещение и увольнение всех
церковнослужителей Епархии, списки награжденных и учеников всех духовных
учебных заведений, биографии и некрологи многих священников, исторические
описания приходов.
Так как абсолютное
большинство священников Коми края получало духовное образование в Вологодской
духовной семинарии, то данные об их обучении (вплоть до табелей успехов и
характеристик) находятся и в Государственном архиве Вологодской области:
Ф-466 - "Вологодская
духовная семинария", в котором сохранились документы с 1736 по 1917 год.
Родовая община потомков священников Коми края
Наверное, ни одно сословие
в СССР не пострадало так, как сословие духовенства. И пострадало оно не за свое
материальное благополучие, не за земные блага - у простых служителей Церкви их
никогда не было в избытке - а уничтожено оно было за свои убеждения, за веру...
И вот уже четвёртое
поколение, ныне живущие правнуки священнослужителей Коми края, в том числе
реперессированных, ищут своих предков, хотят знать о них правду. На протяжении
всего советского периода дети и внуки не смели даже упоминать о них,
уничтожались семейные архивы, документы, письма, фотографии. Уничтожалась сама
память о них.
Потомки духовенства Коми
края объединились в свою Родовую Общину, координатором которой является
генеалог Малыхина Анна Георгиевна. На общих встречах они рассказывают то, что
сохранилось в памяти детей и внуков, что ещё можно отыскать в дальних уголках семейных
архивов: обрывки писем, фотографий, воспоминаний... Многими членами Родовой
Общины составлены родословные священнослужителей Коми края, как правило своих
предков: Богословских, Бронниковых, Вишерских, Куратовых, Мысовых, Покровских,
Поповых, Роговых, Спасских, Тюрниных, Шумковых и т.д. Так как духовенство в
основном заключало браки в своем сословии, то и родословия священнослужителей
Коми края очень часто пернесекаются друг с другом.
За пять лет по материалам Национального архива Республики Коми ими собраны
сведения о всех служителях Церкви Коми края за XVI - нач. XX
вв. Созданы уникальные списки священнических династий и списки церковнослужителей всех причтов, о которых вы можете прочитать ниже.
Династии священников и
причты в Коми крае
Как уже было сказано выше, во-первых, происходило фактическое наследование
церковных приходов от отца к сыну, во-вторых, получить приход претендент мог
путем женитьбы на священнической дочери. Это как нельзя лучше прослеживается
в династических древах священнослужителей Коми края.
Еще одним уникальным документом является список причтов по Усть-Сысольскому
и Яренскому уездам Вологодской губернии и Печорскому уезду Архангельской губернии
(с конца XVIII-го века по 1917 год). По нему можно проследить все ступени службы священнослужителей Коми края.
Если Вас заинтересовала генеалогия Коми духовенства, или Вы являетесь потомками
священников Коми края и хотите составить свое родословное древо, а также по
любым вопросам, возникшим по этой статье, обращайтесь:
|
|
|