Письма о духовной жизни Инне и Титу Коллиандер
17.01.1948
Новый Валаам
Милость Божия буди с вами. Боголюбивейшая о Христе Инна!
Твое письмецо, писанное в поезде, я получил 14-го, сразу и тебе пишу.
Благодарение Господу, что вы живете благополучно, а впредь расположитесь на волю Божию, буди воля Его святая во всем. Однако надо помнить, что наша эта жизнь в юдоли сей плачевной изменчива, как погода, иногда хорошая погода и солнце светит, вскоре бывает дождь и сильный ветер, иногда буря даже крыши на домах рвет. Так и у нас в жизни бывает, иногда такой туман внутри подымется — просто и дорогу потерять. В данные моменты — молитва и терпение и подбодрять себя: это пройдет. Вообще во время скорби надо ждать радости, а во время радости ждать скорби. В будущей жизни там уже перемен нет, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная, кто куда попадет, по делам своим.
Ты читаешь книги помаленьку внимательно. Так — хорошо, больше останется в памяти, очень много читать не полезно. Священное Писание говорит: аще обрящь мед, ешь в меру, а то изблюешь [см.: Притч. 25, 16|. Теперь Титушка читает подлинник святого Исаака Сирского. Да, эта книга серьезна, она требует не одного глубокого ума, но больше — жизни. Святой отец до тонкости изобразил в корне [познанию] личным опытом духовную жизнь. Один епископ прочел эту книгу и нашел много еретического. Конечно, в ней ереси нет, только он [епископ] смысл жизни умом своим не мог понять, ибо веревочка ума его очень коротенькая, и не мог [он] в глубоком колодце достать живительной воды. Святой Антоний Великий сказал: «Если будешь говорить духовное не духовному, ему сделается смешно». Ах, как справедливо. А какого года издания этот подлинник преподобного отца Исаака? Пусть он прочтет внимательно 55-е слово. Там хорошо выражена духовная жизнь. Для нас, грешных, великое благо — святоотеческие книги.
По Божией милости я здоров, в монастыре благополучно, живем обычно монастырскою жизнью. Падая и встаешь, надейся на милость Божию.
На все ваше семейство призываю Божие благословение.
С любовью во Христе ваш сомолитвенник
архигрешный схиигумен Иоанн
У меня есть к тебе, Инна, просьба, пришли мне 10 штук таких листов, на которых писала мне письмо в поезде. Прости, что обременяю просьбой. Сейчас сообщили: умер монах Захария, 68 лет, а пишущему эти строки — 74 года. Господи, помилуй мя, грешного, может быть, смерть-то стоит за спиной. Хотя я и не оправдал делами своего звания, все же благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, многогрешного, свою жизнь провести в монастырских стенах. Придется ли еще с вами видеться и поговорить о едином на потребу? А сейчас я воображаю ваш домик, убогую обстановку, Тита, сидящего в своей комнатке, Инна хлопочет на кухне, Маня и Катя в своей комнатке. Больше всего осталось у меня в памяти, когда мы молились, и Катя держала свечку в руке, а мы пели, как умели Хорошее осталось у меня воспоминание, с любовью иногда воображаю мое пребывание у вас, стали точно родные, больше всего соединила нас молитва. «Слава Богу за все», — сказал Златоуст, и мы повторим его слова.
По материалам сайта Alexey-Osipov.RU
Предыдущая статья Следущая статья
Вернуться