Петербургский Генеалогический Портал
русская версияenglish version


  А ее мужу для лечения тяжелобольного отца пришлось взять кредит под залог квартиры
 


  Rambler's Top100

Содержание

 
 

  • Партнерские программы
  • Регистрация
  • О сайте
  • Новости
  • Анонсы
  • Организации
  • РГО
  • Известия РГО
  • Дворянский календарь
  • СПб ДРК
  • Генеалогический вестник
  • СПб народный некрополь
  • Из глубины времен
  • Школа Генеалогии
  • Публикации
  • Библиография
  • Библиотека
  • Персоналия
  • Личные страницы
  • Доска объявлений
  • Полезные программы
  • Полезные ссылки
  • Интернет-магазин
  • Справочные услуги
  • Консультации
  • Поиск фамилий
  •  
     

    Это интересно


     

    Погода в С.Петербурге сегодня Погода
в С.Петербурге завтра

    TopList

    Каталог интернет ресурсов -
ИнфоПитер

    Яндекс цитирования

    На главную страницу сайта \ На предыдущую страницу

     

    Публикации

    Сергей Кочевых.
    Урал и три поколения Херувимовых.

     

    О первом из известных нам Херувимовых, Анании Дорофеевиче, известно, что он родился в середине 1830-х годов в г. Гдячь Полтавской губернии и был внуком купца третьей гильдии. По преданию фамилия у его предков была Гарпенченко. Однажды некая царственная особа была потрясена пением одного из его предков и вследствие этого была изменена фамилия на Херувимов.

    У Анания Дорофеевича тяга к прекрасному и новому победила тягу к коммерции, и в 1852 г. он отправляется учиться в Москву в Училище живописи и ваяния. В октябре 1857 г. приезжает в Санкт-Петербург, в Императорскую Академию Художеств, где 13 ноября предоставляет на суд экзаменационной комиссии написанный им маслом портрет дамы с лорнеткой. 23 ноября 1857 года ему было присвоено звание свободного художника портретной живописи.

    В сезон 1858/59 гг. он появляется в Саратове, где начал свою деятельность на сцене Саратовского театра под руководством известного артиста московских театров Александра Олимпиевича Бантышева (1804-1860). Играл небольшие роли очень не дурно. Он активно вливается в актерскую среду. В это время он дружит с Петром Михайловичем Медведевым (1837-1906), будущим знаменитым актером и антрепренером. Эта веселая полная действий жизнь явно привлекает его больше, чем писание маслом в тихой мастерской.

    Примерно в 1861 г. он женится на актрисе Елизавете Васильевне Головинской. О Головинских нужно сказать отдельно. Отец Елизаветы, Василий Васильевич Головинский /Головин/ (около 1809-1880), ведущий актер и антрепренер Екатеринбургской труппы, руководство которой принял на себя весной 1857 г. после скандального ухода из труппы Петра Алексеевича Соколова, который по возвращении с гастролей на Ирбитской ярмарке "не объявив никому, и не выплатив жалования скрылся". В молодости Василий Васильевич начинал служить как канцелярист по родовому праву. Однако потом избрал актерскую стезю. Уже в начале 1830-х годов он играет вместе с супругой в труппе П. А. Соколова в Казани. С 1843 г. в Екатеринбургской труппе П. А. Соколова. Рецензенты отмечали, что он занимает самые обширные амплуа, играет почти во всех пьесах и операх всегда первые роли, что он является актером нового поколения, умен, обладает большим дарованием, слабым, но приятным и довольно обработанным голосом (тенор), прекрасно сложен физически, разбитен, ловок, не задавлен ролями, имеет хорошие манеры. А один восторженный рецензент, рассказывая о более чем двадцати ролях, которые он прекрасно сыграл, назвал его провинциальным гением и поставил в ряд лучших актеров России.

    У Головинских, по-видимому, было несколько детей, из которых точно известны двое. Леонид (1849-1906), игравший в театре на Урале и по России, и Елизавета, ставшая супругой Анания Дорофеевича Херувимова. Она начинала выступать еще в труппе П.А.Соколова в 1854 г. В сентябре 1862 г. в "Московских ведомостях" она названа примадонной, отмечена ее "водевильность", живость, умение петь, танцевать.

    В результате этого брака Ананий Дорофеевич становится полноправным членом Екатеринбургской труппы, одним из ее ведущих актеров. В рецензии на его бенефис, в Пермских ведомостях 1863 г. говорилось о сыгранной им роли Краснова в пьесе "Грех да беда на кого не живет": "Его игра была так задушевна, так верна природе, истине, что, право, можно сомневаться - есть ли возможность исполнить эту роль лучше того".

    Актеры и актрисы женились, роднились, кумились, жили и работали семьями. Многие из них обзаводились своими домиками, лошадками, хозяйством и блаженствовали. Летом труппа выступала в Перми, зимой до февраля в Екатеринбурге, в феврале на Ирбитской ярмарке. На которой в 1866 и 1867 гг. Ананий Дорофеевич открывает один из первых на Урале фотосалонов. (Возможно, благодаря этому до нас дошли, в альбомах уральцев, фотографии Анания Дорофеевича и его супруги.) Он строит в Перми дом, о котором в последствии упомянул в своих "Записках из прошлого" Д. Д. Смышляев. Примерно в 1868 году у Херувимовых рождается сын Александр (о других детях пока сведения отсутствуют).

    В 1868 г. В. В. Головинский передает управление труппой А. Д. Херувимову. С приходом Херувимова захиревшая труппа ожила. Среди антрепренеров того времени Ананий Дорофеевич отличался несравненно более высокой культурой и образованностью. К актерам он относился человечно, по товарищески, деньги платил аккуратно, штрафов и в помине не было. Он был очень разносторонне одаренным человеком, он был и антрепренером и режиссером и декоратором и актером. Сыграл огромное количество первых ролей. Одним из первых на Урале стал ставить пьесы Островского, в которых так же с успехом играл. И это еще не все, Ананий Дорофеевич был еще и способным певцом, по свидетельству пермской печати, он успешно исполнял партию Мельника в Русалке А. Даргомыжского, а премьера оперы" Жизнь за царя (Иван Сусанин)" М. И. Глинки, поставленная силами артистов труппы А. Д. Херувимова 24 сентября 1870 г., считается датой возникновения в Перми оперного театра. О нем также известно, что он любил и хорошо умел показывать фокусы, устраивал фейерверки. Кроме того, на деле он оказался прекрасным коммерсантом и администратором. Ананий Дорофеевич уверенно вел дела театра и даже занимался благотворительностью, что было весьма непривычно для того времени. И. Ф. Горбунов упоминает о нем как об одном из трех крупнейших провинциальных антрепренеров России. Мамин-Сибиряк в очерке "Город Екатеринбург" поставил его в ряд тех, о которых до сих пор "с благодарностью вспоминают".

    Ананий Дорофеевич был в жизни очень похож на Несчастливцева из пьесы Островского "Лес", он как бы носил его "грим". По-видимому, образ Несчастливцева сыгранный Рыбаковым - человека гордого и независимого, благородного сердцем, бессребрянника, защитника гонимых и угнетенных - был близок его душе или Несчастливцеву был близок образ Херувимова (см. мою статью "Будьте счастливы, господин Несчастливцев").

    В труппе Херувимова блистала восходящая звезда русской сцены Анна Яковлевна Романовская (1843-1916), женщина роковая и на сцене и в жизни. Она становится гражданской женой Анания Дорофеевича, и в 1875 году они перебираются в Казань.

    Об этом периоде известно лишь, что Ананий Дорофеевич увлекался изобретениями по части осветительной техники, вкладывал в это деньги, ездил за границу, мечтал показать свои работы на всемирной выставке в Париже. Умер в августе 1889 г. в Казани.

    Второй Херувимов, Александр Ананьевич родился примерно в 1868 году в Перми. Он мог с детства воспринимать все лучшее, что накопила уральская актерская школа. И его жизненный путь был предопределен пока еще живой "патриархальной оседлостью актерских семей".

    Примерно в 1891 г. он женится на актрисе Елене Васильевне Дидерикс (около 1874-1926) родившейся, вероятно, в Риге. Ее отец, по преданию, тоже держал небольшую труппу, в которой Елена начала уже выступать. Это все, что известно о ее происхождении. По преданию же, этот брак был следствием в большей мере договора отцов. Многое в этом остается неясным.

    В браке Елена родила в Перми Николая (22.01.1892) и Сергея (26.12.1892). Елена Васильевна характеризовала своего супруга как крайне ревнивого и довольно эгоистичного человека. Основным местом жительства оставалась Пермь. Был обнаружен номер их дома по Пермской улице, около Соликамской и Обвинской улиц, дом 42, по сведениям на 01.04.1898 г. Супруги гастролировали. Работали в труппах провинциальных театров. У Александра Ананьевича был сценический псевдоним Халтурин.

    В месте с двадцатым веком в Россию приходит кино. Зарождается отечественная кинопромышленность. Одной из знаменитейших в России становится фирма "А.Ханжонков и К", внесшая свой вклад в развитие русского и мирового киноискусства.

    Когда и как пришел Александр Ананьевич в кино, пока не известно. По преданию он занимался прокатом фильмов в Москве. Первый известный нам фильм с его участием вышел на экраны 26.12.1913 и назывался "Ночь перед Рождеством" по Гоголю, где он сыграл роль Головы. Далее он активно снимается у Ханжонкова. Коллеги отмечали его прекрасные манеры, умение двигаться. Он обладал очень представительной внешностью, играл благородных отцов, генералов, князей и всяких других сановников, а так же комические роли. По имеющимся сведениям он снялся в более чем пятидесяти картинах. Кроме того, он часто появлялся в эпизодических ролях. Можно сказать, что он стал как бы одной из визитных карточек киностудии. Когда я два года назад позвонил в киноархив Госфильмофонда и представился потомком Александра Ананьевича, первый вопрос хранительницы фондов был - похож ли я на него. Она восторженно говорила о его работах, сказав, что он ее любимый актер немого кино.

    Весной 1917 года А.А.Ханженков, Бауэр и Громов едут в Ялту. Работа киностудии в Москве продолжается под руководством А.Н.Ханженковой. В октябре 1917 года в Ялту выехало еще 20 сотрудников киностудии. Среди них актеры: А.А.Херувимов, Н.М.Радин, В.А.Карралли, П.А.Максимова, А.Д.Попов, К.А.Антановская, Е.Южная. Режиссер А.Н.Уральский. Оператор Б.О.Медзионис. Художник Ц.Лакка.

    Киностудия Ханжонкова продолжала работать и снимать фильмы в Ялте до осени 1919 г., когда она была национализирована и прекратила свою работу. По преданию Александр Ананьевич с некой молодой актрисой оседает, в каком то волжском городе, где у них рождаются две дочери. В первых числах декабря 1931 г. он приезжает в Петербург в дом престарелого актера, где через несколько дней умирает.

    Третий Херувимов, Сергей Александрович родился 26.12.1892 в Перми. Рос в доме родителей на попечении родственников, т.к. родители в основном гастролировали. (В моем семейном альбоме есть фотография двоюродных брата и сестры Сергея Александровича сделанная в Перми до революции. Этот брат стал в советское время капитаном дальнего плавания).

    В Перми Сергей Александрович сформировался как личность и, скорее всего уже тут проявил интерес к новым формам социального устройства общества. С 60-х годов Урал был одним из центров революционного движения в России. Очевидно, что все эти веяния особенно чувствовались в среде актеров. С 1908 г. он числится членом большевистской организации. Впоследствии он заканчивает коммерческое училище в городе Касимов Рязанской губернии. В 1912 г. арестовывался за революционную агитацию среди рабочих.

    Далее фронт первой мировой войны. Сергей Александрович имел красивый сильный голос и был ангажирован петь в офицерских собраниях. Хотя война есть война, и в одном из боев он получает разрывную пулю в живот. Был прооперирован в полевых условиях. Подробнее о той операции семья узнала позднее, когда в блокадном Ленинграде его супруга понесла сдавать документы очередных умерших соседей. Стареньких доктор, узнав ее фамилию, осведомился, не является ли ей родственником Сергей Александрович Херувимов. Он рассказал, что он оперировал его тогда и этот человек запомнился ему своим мужеством. Наркоза не было. Для того, что бы пациент не сломал себе зубы от боли, ему засовывали в рот скрученные полотенца. Сергей Александрович сгрыз двенадцать полотенец, не разу не застонав.

    В последствии революционная деятельность приводит его на Кавказ, где ему приходится бежать от преследования через горные перевалы в Турцию. Октябрь 1917 г. застает его в Москве, где он принимает участие в арестах полиции. В 1918-1919 гг. командует отрядом ЧК на фронте под Петроградом. Обороняет магистрали Николаевской и Северной линии ЖД. Тут встречает сестру милосердия, которая пытается спасать детдомовских детей, Ольгу Васильевну Тропашко (1899-1942), дочь унтер-офицера верой и правдой семнадцать лет служившего в охране Царско-Сельского дворца. Она становится его женой. Далее он продолжает служить в ЧК на руководящих постах в Киеве, Омске затем в конце 20-х годов в Москве, где он занимал должность начальника особой части от ГПУ административного отдела политсекретариата Народного Комиссариата путей сообщения. Его заместителем, на этом посту, был Булганин Н.А. (1895-1975).

    В 1929 году Сергей Александрович, по состоянию здоровья, уходит на партийно-хозяйственную работу. Работает "красным директором" на крупных заводах Магнитки, Подольска. В конце 1933 г. переводится в Иваново. Едет сам, что бы обустроить место для семьи. В письмах жене сетует, что окна его кабинета выходят на кладбище. Пишет, что сидит с задернутыми шторами. 17 мая 1934 г., будучи проездом в Москве погибает в результате дорожно-транспортного происшествия. Его сбил ночью на площади грузовик, который скрылся с места происшествия. Колеса машины прошли по левой стороне груди. Через два часа он умер в больнице не приходя в сознание. Семья еще несколько дней не получала известие о его гибели, а его доберман в Подольске три дня лежал на его тапочках и выл.

    Вот такие три не простые и яркие судьбы. Все они, безусловно, оставили ощутимый след в истории своей страны. При всей различности их объединяет некое пионерство и верность инновациям, будь то техника, искусство, культура или социальное устройство. Очевидно, что именно эти качества становятся все более и более востребованными в нашей жизни. К сожалению, жизнь творческих людей оставляет после себя много загадок и белых пятен. В особенности это касается точных дат. Эта статья призвана внести еще один маленький штрих в воссоздание картины жизни Урала и России ХIХ и ХХ вв. Многое утрачено или предано забвению. Поэтому так ценно отыскание и сохранение того, что возможно еще обнаружить. У нас есть история, мы будем ее сохранять и приумножать, чтобы было с чем прийти в будущее.

     

    Библиография

    Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. Составитель Ю. М. Курочкин. - М., 1994

    Курочкин Ю. М. Приключения "Мадонны". - Свердловск, 1973

    Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. - Свердловск, 1957

    Пермские губернские ведомости. Среда 17 апреля 1885, N 31, стр. 188

    Список владельцев недвижимых имуществ г. Перми. По сведениям на 01.04.1898. - Пермь, 1898

    Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. - М., 1945

    Ханжонков А. А. Первые годы кинематографии. - М.-Л., 1937

    Луи Форестье. "Великий немой". М. 1945

    С.Гославская. Записки киноактрисы. М. 1974

     

     

    Приложение.
    Дополнительные сведения о лицах упомянутых выше в связи с Херувимовыми.

    *   *   *

    Александр Олимпиевич Бантышев родился в 1804 году, происходил из дворян Ярославской губернии и первоначально служил в Московском Опекунском Совете. Молодой чиновник распевал своим дивным голосом на приятельских вечеринках пошлые романсы, а также участвовал в любительском церковном хоре. Этот хор пел у Николы Явленного, на Арбате. Варламов принимал в нем большое участие. Все высшее общество съезжалось слушать это пение. Говорят, что этот хор разошелся в следствие распоряжения епархиального начальства, которое нашло, что пение этого хора совершенно уклонилось от характера православного церковного напева. Это было вполне законное распоряжение; многих даже скандализировало неверное исполнение всем известных с детства затверженных напевов.

    Своим пением Бантышев обратил на себя внимание и ему внушили великую мысль поступить на сцену. Говорят, это счастье выпало на долю Варламова. Когда Бантышев подал об увольнении из Совета, - начальство, страшно рассердилось "Кто им проклятым такие мысли внушает", - рассуждало начальство: - "из Опекунского Совета перейти - куда же? - в актеры! Что если Государь узнает? Что он подумает о нас? Подумает, что мы люди безнравственные"... И начальство приказало выдать аттестат, обозначив в нем, что Бантышев поведения "неблагонадежного". Тихий, кроткий певец ужасно разгорячился, начал просить и начальство соблаговолило переменит "неблагонадежное" на "посредственное". Это было тоже не легче, хотя к поступлению в театр препятствием отнюдь служить не могло. Но и это оскорбило певца. Наконец дело дошло до сведения князя Дмитрия Владимировича Голицина, тогдашнего московского генерал - губернатора. Князь уладил дело и певец поступил на сцену с "похвальным" аттестатом.

    Бантышеву было 23 года когда он стал актером Большого театра. В 1827 году - начало карьеры Бантышева. Прошло всего два года после того как в 1825 году открылся после перерыва Большой театр. На его сцене преобладали дивертисменты, водевили с музыкой Алябьева и Верстовского, они были близки вкусам молодого певца и удавались ему. Своим приятным тенором с большой задушевностью он исполнял также начинавшие только входить тогда в моду романсы и имел громкий успех. Даже небольшие романсы, пропетые им, вызывали взрыв аплодисментов. Особенно нравилось публике когда Бантышев пел романсы Александра Алябьева "Вечером румяну зорю" и знаменитого "Соловья".

    Самобытная, истинно русская певческая манера было самой сильной стороной дарования Бантышева.

    Уже после создания "Аскольдовой могилы" Верстовский рассказывал, что Торопку Голована он писал именно для Бантышева.

    Центральный образ оперы "Аскольдова могила" - песенник и балагур Торопка Голован, в котором талантливо соединены автором такие свойственные русскому характеру черты, как удаль, веселость, свободолюбие, доброта и размах. Торопка, как и Гикте из оперы "Пан Твардовский", присущ народный артистизм, он находчив, смел, постоянно готов к шутке, своим темпераментом может зажечь любого. Однако по сравнению с Гикшей образ Торопки ярче, масштабнее. Его песни, пляски, остроты были стержнем спектакля и действовали на зрителей так, что казалось, каждый может сорваться с места и присоединиться к этому захватывающему веселью...

    Бантышев до конца своих дней не расставался с ролью Торопки, приносившей ему громкую славу. Певец импонировал москвичам естественностью своего таланта, манерой исполнения, лишенной всякой рисовки.

    В 1833 году Владимир Федорович Одоевский оценивал Бантышева как лучшего певца России и отмечал: "В игре Бантышева, как и в голосе его, главное достоинство: простота, непринужденность..."

    Кто не слыхал Бантышева во второй половине тридцатых годов, тот не имеет понятия о том, до какой чарующей сладости может дойти тембр тенорового голоса. Прошу заметить, что я разумею тут не искусство певца, которое приобретается мерой учения, времени, таланта и навыка, а свойство, качество голоса. Вот что говорил нам один старый московский театрал: "Я слышал многих знаменитых теноров: Рубин, Сальви, Туаско, Нурри, Бокарде, Тамберлика, Кальцолари, Марио, Брейтинга, Тихачева, Евсютина, Иванова, Самойлова, Мориани, Фраскини и множество других которым имя легион, - и смело могу сказать: нежнее, сладостнее, упоительнее, обаятельнее тенора, как у Бантышева я не слыхал. Повторяю: я разумею тембр голоса, а не его обработку.

    Бантышев не получил консерваторского образования: оно было даже не систематическое; голос его был вовсе не монстр; ut-diese, который в знаменитом трио 2-го акта "Отелло" так свободно брал тогда Тамберлин и которым щеголял Никольский, - он никогда не в состоянии был взять. Но эту девственную, чарующую, обаятельную прелесть голоса - какая консерватория может дать певцу? Вспомните третий акт "Аскльдовой могилы", вспомните, как Бантышев пел варламовские и алябьевские романсы, некоторые русские песни, романс в "Иосифе Красном" Метюля, или романс "Так судьба дила" в прелестной опере "Влюбленная Баядерка". У Бантышева был и сценический талант: он это доказывал исполнение роли Чечеткина в "Харьковском женихе" и в особенности в роли Ивана в "Барской спеси" где он очаровательно пел чудную "Травушку" Варламова.

    И все таки певец будет настолько захвачен музыкальными созданиями Верстовского, что навсегда останется верен одному композитору - вплоть до своего ухода со сцены в 1853 году.

    Бантышев был человек характера кроткого, уживчивого в высшей степени; вмешиваться в театральные интриги и сплетни не любил; дороги никому не только не старался переступать, но напротив давал дорогу тем, в которых замечал теплившуюся искру Божию. Это могут подтвердить и госпожа Косицкая и тенор Лавров. Без содействия Бантышева, им никогда бы не удалось попасть на Московскую сцену. Певец любил играть в коммерческие игры и на бильярде, - и играл превосходно; игрок же был самый уступчивый. Пил очень мало; но покушать любил: это была его слабость. Певец был женат, но детей не оставил; состояния тоже. А он мог бы приобрести громадные деньги; его имя, с постановки "Аскольдовой могилы", облетело всю Россию и одно появление его на сцене приводило в восторг театральную залу, в особенности замоскворецких театралов. Брат Бантышева, небольшой тенорок, долго толкался на провинциальных сценах. Таланта в нем было никакого. В начале 50-ых годов Бантышев ездил в Германию, потом предпринял путешествие по России, скончался в 1860 году в Москве, не выдержав ампутации.

    В 1858 году будучи в Саратове он встречался с П.М.Медведевым который оставил следующие воспоминание о Александре Олимпиевиче.

    Самое лучшее воспоминание осталось от Александра Олимпиевича Бантышева. Какой могучий талант и какая школа! Никогда не забуду, как однажды, бывши у него, по его предложению прочитал сцену Чадского с Молчалиным из 3-го действия "Горе от ума". Я прочитал сцену правильно, по известному шаблону. Он выслушал и сказал: "Нет, сынок, не то, не так... Ты своим чтением обезличил Чадского и Молчалина, да и сама сцена кажется скучноватой. Послушай меня, я покажу тебе, как я понимаю эту сцену". После первых строк его чтения, я затаи затаил дыхание, передо мной живыми стояли Чадский и Молчалин, в особенности последний с его скромностью и желанием тонко кольнуть Чадского. Одна фраза чего стоила: "Вам не дались чины?" Какие интонации! Ну, право, если б А.С.Грибоедов написал только одну эту сцену из своей бессмертной комедии и если б нашлись такие художники как Александр Олимпиевич Бантышев, то автор считался бы таким же гениальным, как и за всю комедию. Растроганный до слез, я бросился целовать Александра Олимпиевича за его чтение. И надо было видеть Александра Олимпиевича дома с гитарой в руках. Перед вами сидел полный, румяный брюнет, с неподражаемым юмором, русак за 60 лет, которому на вид не более 40 лет. Он мурлыкал, бренча струнами, свои песни и романсы, а вдруг вдохновится и чудные бархатные звуки тенора польются из его могучей груди. Да! Эти минуты нельзя забыть.

    1. Антракт. 1867, № 12, 26 марта. Стр. 5-7. Лобаничек. Былое.
    2. Торжество музыки. Сконечная А.Д. М 1989 Стр. 42-44.
    3. Воспоминания. Медведев П.М. Л 1929. Стр. 227-229, 232.

    *   *   *

    Медведев Петр Михайлович (1837-1906). - Выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, антрепренер. На сцене с 1853 года, антрепренер с 1861 года. В 1877 году предполагал взять Екатеринбургский театр, но взял только в 1878-79 гг., составил сильную труппу, имел в Екатеринбурге, Перми, Ирбите большой успех, играл и сам комические роли. В 1879-80 гг. дал первый для города оперный сезон. В 1880-81 гг. - драму. В 1886 году снял Екатеринбургский театр на пять лет, но вел дела тут его сын Петр Петрович как "ответственный распорядитель театра", так как сам Петр Михайлович продолжал дела в Казани, хотя и приезжал в Екатеринбург, нередко участвуя в спектаклях (играл Городничего, Фамусова, Любима Торцова). В 1891 году стал главным режиссером Александринского театра.

    Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. Составитель Ю. М. Курочкин. - М., 1994. Страница 59.

    *   *   *

    Соколов Петр Алексеевич. - Основатель профессионального театра на Урале, содержатель (антрепренер) первой в Екатеринбурге труппы 1843-44 гг. Позднее обслуживал также Пермь и Ирбит и др. "Канцелярский служитель", уроженец Харькова, начинал в театре Штейна и Калиновского (где служил и М.С.Щепкин). По завещанию Калиновского принял от него труппу, взял на оброк у В.П.Тургеневой группу воспитанниц крепостного театра в Спасском-Лутовинове и начал собственное дело - в Воронеже, Ярославле (?), Саратове, Симбирске (и др.?). С 1832 года по 1841 год в Казани, где у него гастролировали Щепкин и Мочалов. В 1841-42 гг. и 1842-43 гг. - в Уфе, а с 1843 года в Екатеринбурге. Держал театр до 1857 года, когда после Ирбитской ярмарки объявил о своей несостоятельности. После уехал в Тобольск, где один или два сезона держал небольшую труппу. В 1861 году судился в Екатеринбурге с В.В.Головинским о театральном имуществе, но проиграл иск. Любимая роль все эти годы - Городничий. Послужил прототипом антрепренера Крапивина в повести Д.Н.Мамина-Сибиряка "Доброе старое время". Гражданский муж Е.А. Ивановой, в 1845 году выкупил ее на волю.

    Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. Составитель Ю. М. Курочкин. - М., 1994. Страница 85.

    *   *   *

    Мамин-Сибиряк (псевдоним; настоящая фамилия Мамин), Дмитрий Наркисович, выдающийся писатель-реалист, певец героического труда русских рабочих.
    Родился 25.10.1852 в Пермской губернии в семье заводского священника.
    Учился в Екатеринбургском духовном училище, затем в Пермской духовной семинарии.
    В 1872 году поступил в Санкт петербургскую медико-хирургическую академию.
    В 1874 году за ним был установлен негласный полицейский надзор.
    В 1876 не закончив курса академии поступил на юридический факультет в Санкт Петербурге.
    1877 году из-за материальной необеспеченности и плохого здоровья оставил университет.
    С 1877 по 1891 годы жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге.
    С 1891 жил в СПб и Царском селе.
    Умер 02.11.1912 в СПб.

    Печататься начал в студенческие годы. В большую литературу вступил в 1882-1883 гг. Созданный на уральском материале цикл романов - "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", Дикое счастье", "На улице", "Три конца", огромная по своим масштабам эпопея народной жизни.
    Мировоззрение и талант писателя складывались под воздействием демократической философии и революционного движения 60-80 гг. Мамин-Сибиряк убежденный демократ и реалист. Его творчество проникнуто любовью к людям труда, в его произведениях человек показывается как основная общественная сила истории, а его труд - как источник материальных и духовных ценностей.
    Его произведения для детей вошли в фонд классической детской литературы.

    Краткая Литературная Энциклопедия. Т.4. М.1967. Стр. 560-562.

    *   *   *

    Островский Александр Николаевич. Выдающийся русский драматург.
    Родился 31.11.1823 в городе Москва. Учился в 1-ой Московской гимназии, затем в Московском университете на Юридическом факультете (1840-1843).
    Оставив университет поступил на службу в Московский совестный суд (1843-1845), затем в Московский коммерческий суд (1845-1851).
    В 1847 году опубликовал первый набросок комедии "Свои люди - сочтемся". Эта комедия была им закончена в 1849 году, она принесла ему широкое признание. Комедия была запрещена Николаем I, сам драматург отдан под надзор полиции.
    После своей первой комедии Островский каждый год выпускал по одной, а иногда по две-три пьесы, создав целый "театр Островского" насчитывающий 47 пьес разных жанров и еще семь пьес написанных в соавторстве. К этому 20 переводных пьес.
    По широте охвата жизненных явлений и разнообразию художественных средств Островский не знает равных себе в русской классической драматургии. "Летопись" которую Островский создавал в своих многочисленных пьесах, охватывает длительную полосу в истории русского общества. Она начинается еще в крепостную эпоху, а завершается в предверие пролетарского периода освободительного движения.
    В 1882 году И.А.Гончаров писал драматургу: "Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр".
    Умер 02.06.1886 года.

    Краткая Литературная Энциклопедия. Т.5. М.1968. Стр. 490-500.

    *   *   *

    Романовская А.Я.

    Превосходной исполнительницей ролей женщин с сильными страстями, примерно в том же репертуаре что и Глебова, была Анна Яковлевна Романовская (Воденова). В амплуа "драматических гранд-дам" и "благородных героинь" в драмах и трагедиях актриса имела успех чрезвычайный. Романовская "не оставляла желать лучшего" в таких ролях, где женщина не задумывается употребить любые средства, чтобы достичь желаемого, где и слезы и лаки и месть. Ее сравнивали по стилю с Г.Н.Федотовой, но ценили выше.

    Она родилась в Самаре в 1843 году. Отец и мать ее актеры труппы П.А.Соколова. Выросшая в актерской среде Анна начала играть еще в ранней юности.

    Около восемнадцати лет она проработала в Екатеринбургской труппе , где была премьершей. До 1857 года труппу держал П.А.Соколов. После него руководство труппой взял на себя В.В.Головинский, который в 1868 году передал дела своему зятю А.Д.Херувимову.

    В феврале 1869 года Романовская была тяжело ранена выстрелом из зрительного зала. Этот эпизод описан у Мамина Сибиряка в Приваловских миллионах, где Виктор Бахреев стреляет в Катеньку Колпакову. Но история не имеет общего с книгой.

    Романовская сходится с А.Д.Херувимовым и становится его гражданской женой. В 1875 году они покидают Урал и живут в Казани. Романовская до 1885 года живет главным образом в Казани, но гастрольная жизнь и успех заставляют ее все чаще уезжать.

    Со времени отъезда с Урала Романовская приобретает широкую известность. В Казани она пользовалась особенным благоволением университетской молодежи.

    Далее она играет в Саратове Харькове. В Саратове артистку прозвали "Саратовской богородицей".

    В 1896 году она перебирается в Московский театр Корша, но не забывает о провинции - гастролирует с коршевской труппой.

    Пятидесятилетний юбилей сценической деятельности Романовской в 1909 году отмечала вся Россия.

    Умерла в 1916 году будучи актрисой первого положения в Московском театре Корша.

    И.Петровская. Театр и зритель провинциальной России. Л. 1979

    Ю.М.Курочкин. Приключения "Мадонны". Свердловск 1973

    *   *   *

    Ханженков Александр Алексеевич. 08.08.1877 - 26.09.1945.
    Выдающийся кинопредприниматель и кинодеятель. Создал в Москве "Акционерное общество А.Ханженков", построил оборудованное новейшей техникой киноателье. С 1907 года выпускал русские художественные фильмы. Снимал хроникальные и этнографические фильмы, а также мультфильмы.

    После Октябрьской революции работал консультантом "Госкино", заведующим производством "Пролеткино".

    Кино энциклопедический словарь. М.1986. Стр. 463.

    *   *   *

    Булганин Николай Александрович, выдающийся деятель Советского государства и большевитской партии, маршал советского союза.
    Родился в 1895 году в Нижнем Новгороде.
    С 1918 по 1922 на руководящих постах в ЧК.
    С 1922 по 1927 на руководящих должностях в органах Высшего совета народного хозяйства.
    С 1927 - директор Московского электрозавода.
    С января 1931 года избран председателем Московского совета депутатов трудящихся.
    С июля 1937 года председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР.
    С 1938 по 1941 заместитель председателя Совета Народных Комиссаров СССР и одновременно возглавлял Правление Государственного банка СССР
    С 1941 по 1943 член Военного Совета Западного фронта, затем член Военсовета 2-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов.
    С 1944 член Государственного Коммитета Обороны и заместитель народного комиссара Обороны Союза ССР.
    С марта 1947 года министр Вооруженных Сил Союза ССР и заместитель председателя Совета Министров Союза ССР.
    С марта 1949 председатель Совета Министров СССР с освобождением от обязанностей министра Вооруженных Сил.
    На 17 съезде ВКП(б) был избран в состав ЦК ВКП(б).
    В феврале 1948 года избран членом Политбюро ЦК ВКП(б).

    Булганин принадлежит к числу партийных и государственных деятелей СССР, воспитанных И.В.Сталиным, выросших и закаленных под его непосредственным руководством в суровой борьбе партии Ленина - Сталина с врагами советского народа.

    БСЭ Т.6. М.1951. Стр.260.

     

    © С.В.Кочевых, 2002-2005

     

    Буду, благодарен, если Вы пошлете свои отклики на эту статью по E-mail: diderix@mail.ru

     


      А ее мужу для лечения тяжелобольного отца пришлось взять кредит под залог квартиры
     

     


    Дизайн Ivan.Shumkov studio
    © Петербургский Генеалогичеcкий Портал, 2002-2005

    При использовании материалов Портала в Интернете гиперссылка обязательна.