Петербургский Генеалогический Портал
русская версияenglish version


 


  Rambler's Top100

Содержание

 
 

  • Партнерские программы
  • Регистрация
  • О сайте
  • Новости
  • Анонсы
  • Организации
  • РГО
  • Известия РГО
  • Дворянский календарь
  • СПб ДРК
  • Генеалогический вестник
  • СПб народный некрополь
  • Из глубины времен
  • Школа Генеалогии
  • Публикации
  • Библиография
  • Библиотека
  • Персоналия
  • Личные страницы
  • Доска объявлений
  • Полезные программы
  • Полезные ссылки
  • Интернет-магазин
  • Справочные услуги
  • Консультации
  • Поиск фамилий
  •  
     

    Это интересно


     

    Погода в С.Петербурге сегодня Погода
в С.Петербурге завтра

    TopList

    Каталог интернет ресурсов -
ИнфоПитер

    Яндекс цитирования

    На главную страницу сайта \ На предыдущую страницу

     

    Публикации

    Сергей Кочевых.
    Будьте счастливы, господин Несчастливцев (cлучайно ли сходство актера и антрепренера А. Д. Херувимова с образом Несчастливцева из пьесы А. Н. Островского "Лес")

     

    В августе 1870 г. А. Н. Островский (1823-1886) начинает и к концу этого же года заканчивает пьесу "Лес", получившую огромный успех. Это первая пьеса Островского, посвященная актерам. В этой пьесе одним из центральных персонажей является колоритный образ актера-трагика. Это был некий собирательный образ, несший черты своей эпохи и среды. Впоследствии назывались многие актеры, которые могли бы быть прототипами этого образа.

    Образ Несчастливцева из пьесы "Лес", созданный Островским на сцене, прежде всего при помощи актера Николая Христофоровича Рыбакова (1811-1876) даже физиономически удивительно похож на Анания Дорофеевича Херувимова (1830-е - 1889) и имеет явное сходство в чертах характера (cм. мою статью "Урал и три поколения Херувимовых"). Чего только стоит любовь Анания Дорофеевича показывать фокусы, отмеченная еще в 1858 г. Петром Михайловичем Медведевым (1837-1906).

    Были ли знакомы Ананий Дорофеевич Херувимов и Александр Николаевич Островский. Документальных подтверждений этому обнаружить пока не удалось, но можно почти на сто процентов ответить на этот вопрос положительно. Ананий Дорофеевич с 1852 по 1857 гг. учился в Москве в Училище живописи и ваяния. В период 1852-1854 гг. А. Н. Островский был особенно близок к купечеству, этот период идеализации им этого сословия. У него огромное количество друзей среди московского купечества. Он с огромной любовью принимается во многих купеческих домах. В то время в Москве среди купечества было немало передовых и образованных людей, живо интересующихся культурой и искусством. И те, кто таковыми не являлся, очень старались таковыми быть или хотя бы выглядеть. Было модно принимать у себя художников, актеров, музыкантов. Конечно, А. Д. Херувимову, выходцу из купеческого сословия и студенту престижного художественного училища было легко бывать там же, где бывал и Островский, близкий круг которого был в эти и последующие годы необычайно открыт к общению и новым знакомствам. Одним из близких друзей Островского в 50-е годы был профессор Училища живописи и ваяния Н.А.Рамазанов, отличавшийся необычайной демократичностью и свободой преподавания. Через него Островский познакомился со многими преподавателями и учениками училища.

    Наверняка Херувимов посещал "литературную" кофейную Бажанова, которая в 30-50-е годы в Москве была центром неформального общения актеров, литераторов, преподавателей и работников искусства. Она находилась недалеко от театральной площади рядом с трактиром Печкина. Там был бильярд и свежие литературные газеты и журналы. В кофейной царила атмосфера непринужденного, даже можно сказать, запанибратского общения между посетителями, которые вступали друг с другом в горячие споры и дискуссии. Тут часто бывал и Островский со своими друзьями и актеры Мочалов, Щепкин, Бантышев, Садовский и многие другие.

    Известно, что А.Н.Островский с П.М.Садовским организовали Московский артистический кружек. Многие любители, получившие в нем первую подготовку, становились в последствии профессионалами.

    В свою очередь Ананий Дорофеевич увлекался театром и мечтал выступать на сцене. Можно предположить, что он не только стремился быть как можно ближе к актерско-театральной среде, но и, по-видимому, занимался актерским мастерством в какой либо студии или кружке. Косвенным подтверждением этого является и участие в его судьбе А.О.Бантышева и та легкость, с которой, согласно воспоминаниям П. М. Медведева, в 1858 г. сразу после окончания художественного училища Ананий Дорофеевич вливается в актерскую среду в городе Саратов и начинает играть на сцене. Он был принят в высшей степени благожелательно, о чем говорит то, что он вскоре по приезде был приглашен быть шафером на свадьбе у П.М.Медведева - уже тогда успешного актера, а в будущем выдающегося деятеля театра.

    Конечно, яркая, колоритная, открытая и благородная личность Анания Дорофеевича, будущего знаменитейшего на Урале актера и одного из крупнейших провинциальных антрепренеров России, могла быть замечена зорким взглядом величайшего русского драматурга.

    В 1863 г., когда Ананий Дорофеевич избрал для своего бенефиса пьесу А.Н.Островского "Грех да беда на кого не живет", ему необходимо было согласовать это с автором, как и оговорить сумму авторского вознаграждения. В те годы авторское вознаграждение от использования пьесы для бенефиса было основной статьей дохода драматургов.

    Они могли встречаться и позже, когда в 1868 г. Херувимов принял руководство Екатеринбургской труппой, ему приходилось ежегодно на великий пост приезжать в Москву в гостиницу Барсова "Белая зала", находившуюся напротив Малого театра, где собирались в это время антрепренеры и актеры со всей России для заключения контрактов. Возможно, он привозил с собой гостинцы для друзей, кирпичный чай из Ирбита и четки из Екатеринбурга.

    В свою очередь и пьеса "Лес", увидевшая свет в 1871 г., наверняка произвела глубокое впечатление на Анания Дорофеевича, который не мог не увидеть сходства образа Несчастливцева с собой.

    Произошло то, что называется волшебством и магией искусства. Взяв из жизни образы, мысли и чувства гений Островского создал как бы новую реальность, которая как уже самостоятельное явление начала влиять на жизнь, образы, мысли и чувства их породившие.

    Можно предположить, что пьеса "Лес" стала дополнительным толчком к уходу Анания Дорофеевича в 1875 г. из семьи. Он вырывается из мещанского, уютного мирка, душного и тесного для его мощной натуры и уезжает с примой своей труппы Анной Яковлевной Романовской (1843-1916) в Казань. Анна Романовская одна из лучших актрис России своего времени, женщина роковая и в жизни и на сцене, как никто другой обладала теми качествами, которые хотел видеть Несчастливцев в актрисе своей мечты, и которые составили счастье Ананию Дорофеевичу.

     

    Библиография

    Кочевых С. В. Урал и три поколения Херувимовых. petergen.com/publ/heruvimov.shtml
    Рявкин А. И. Москва в жизни и творчестве Островского. - М., 1962
    Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления. - СПб., 2005
    Островский А. Н. Лес. - М., 1960
    Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. Составитель Ю. М. Курочкин. - М., 1994
    Курочкин Ю. М. Приключения "Мадонны". - Свердловск, 1973
    Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. - Свердловск, 1957
    А.Д.Галахов. Литературная кофейня в Москве в 1830-40 гг. // Русская старина. Апрель 1886
    Петровская И.Л. Театр и зритель провинциальной России. Л. 1976. Стр. 68

     

    © С. В. Кочевых, 2005

     

    Буду, благодарен, если Вы пошлете свои отклики на эту статью по E-mail: diderix@mail.ru

     


     

     


    Дизайн Ivan.Shumkov studio
    © Петербургский Генеалогичеcкий Портал, 2005

    При использовании материалов Портала в Интернете гиперссылка обязательна.